Яндекс цитирования
gazonu.ru отзывы


Скачать 250 историй успеха в формате Word -
Нажмите здесь






Максим Кощеенко – история «Азбуки вкуса»

Максим Кощеенко – история Азбуки вкуса


«…Наши магазины будут становиться большими супермаркетами с широким ассортиментом и набором эксклюзивных позиций. Все большее число покупателей будет приходить не ради деликатесов, а для совершения ежедневных покупок.» - Максим Кощеенко

В холдинг входят “Азбука вкуса”, “Коллекция вин” и “Деликатесы стерео”. “Дневная норма для наших Коллекций вин — 15 покупателей”, — признается председатель совета директоров холдинга Максим Кощеенко. Думаете, пора закрываться? Ничего подобного. Гибрид супермаркета и элитного бутика оказался удивительно жизнеспособным. По масштабам сети и оборотам “Азбуке вкуса” с монстрами продуктовой розницы нечего и тягаться, зато по выручке на квадратный метр площади магазинов она опережает лидеров чуть ли не вдвое. Нет пока проблем и с развитием: ежегодно сеть практически удваивает обороты. Владельцы уже подумывают о выходе зарубеж.

Максим Кощеенко и его трое партнеров прошли через смутное время 1990-х — торговали зажигалками в Столешниковом, имели палатками на Кутузовском, теряли фуры с товаром на российских просторах. В отличие от большинства людей с похожей биографией они каким-то образом сохранили в целости нервную систему, что позволяет им и теперь в том же составе и в равных долях развивать личный бизнес.

Сеть супермаркетов премиум-класса «Азбука вкуса» существует более 10 лет, но в стадию активного роста она вошла лишь три-четыре года назад, когда оборот компании стал увеличиваться на 70%. В 2006 году он превысил 160 миллионов долларов, в планах компании к 2010 году добраться до $1 млрд. Если к 2002 году в Азбуке вкуса было всего четыре магазина, то сегодня их девятнадцать.

Как все начиналось.

В 1991 году четверо молодых людей — Максим Кощеенко, Сергей Верещагин, Олег Лыткин и Олег Трыкин думали, как заработать на жизнь. Искать работу по специальности представлялось малоперспективным, хотя образование у всех было приличное. Максим Кощеенко оканчивал Институт иностранных языков, его бывшие однокашники и друзья-соседи Сергей Верещагин, Олег Лыткин и Олег Трыкин находились в процессе получения технического образования. Ничего уникального им в голову не пришло и начали, что называется, с подножного корма — торговали зажигалками, жвачками и шоколадками в Столешниковом переулке.

Владельцы Азбуки вкуса , в отличие от большинства своих коллег, о годах первоначального накопления капитала вспоминают даже с удовольствием. "Нам как-то везло, ничего страшного в тот период жизни с нами не случилось. Это ведь неправда, что каждый тогда должен был обязательно столкнуться с криминалом. По крайней мере нам не приходилось" ,— рассказывает Максим Кощеенко.

Через год предприниматели стали владельцами палатки-павильона, чуть позже к ней добавилось еще несколько. В павильоны старались завозить самые лучшие продукты и алкоголь. Сейчас уже сложно представить, но в то время палатки по ночам банально потрошили — утаскивали подъемными кранами со всем товаром и мирно спящим продавцом. Ну своровали у нас несколько палаток, все равно хорошее было время, веселое ,— смеется Кощеенко.

Но одними продуктами они не торговали — в одном из павильонов продавали французский текстиль. Но дело не пошло и от этого они отказались.

Таким образом и докатились до продуктовых магазинов.

К моменту открытия первого супермаркета четкой стратегии развития бизнеса, конечно, не существовало. Тем не менее партнеры отлично знали каким должен быть современный супермаркет европейского уровня, и каждый из них вносил свой вклад. Например, специалист по информационным технологиям Олег Лыткин занимался внедрением всех IT-решений, в том числе и новаторской для российского рынка идеи штрихкодов. В единственной на тот момент сети высокого класса Седьмой континент стояли еще допотопные советские кассы. Впрочем, ничего особенного покупателю на тот момент не требовалось,— вспоминает Кощеенко.— Было достаточно предложить хороший продукт, минимальный сервис, а главное — не хамить .

Расширение бизнеса

Первая “Азбука вкуса” открылась неподалеку от метро “Павелецкая” в 1997 г. Почти сразу же вслед за ней заработала еще одна.

Следующие магазины открывались не столь быстро. Скорее всего в силу внутренней неготовности акционеров в то время к резкому расширению бизнеса . Вряд ли нынешний рост сети был бы возможен, если бы четверо учредителей все-таки не решились детально проработать все механизмы функционирования нового и для себя, и для рынка формата. А вопросов было хоть отбавляй. Например, каким в супермаркете должно быть соотношение премиальных и обычных продуктов? Как часто должен меняться ассортимент? До какой степени совершенства следует доводить оформление интерьеров? Как обучать персонал и развивать корпоративную культуру?

Вопросы начали решать с создания четкой системы управления. Максим Кощеенко возглавил совет директоров управляющей компании, развивающей и ряд других бизнесов, а задачи, связанные со стратегическим развитием сети «Азбука вкуса» и ее операционной деятельностью, отошли к команде профессиональных управленцев во главе с Владимиром Садовиным, гендиректором ООО Городской супермаркет .

Данная структура управления позволяет компании развиваться наиболее эффективно.

Разработкой концепции брэнда «Азбука вкуса» занималась известная английская консалтинговая компания, специалисты которой помогли визуализировать задуманный менеджментом образ сети на базе последних европейских тенденций в области развития ритейла. Недавно мы проводили очередные исследования нашей аудитории,— говорит Кощеенко,— и выяснили, что в отличие от других сетей среди наших покупателей мужчин и женщин практически поровну. С одной стороны, мы сами стремились к такому положению, ориентируясь на более занятых и занимающих высокое социальное положение людей, да и дизайн интерьеров у нас получился скорее мужской. Но с другой стороны, недостаточное внимание к женщинам может быть и нашим недочетом, сейчас мы над этим работаем .

С точки зрения акционеров, усилия, затраченные на ребрэндинг и реинжиниринг бизнес-процессов, стали основой системы всеобщего спокойствия.

Изюминка супермаркетов премиум-класса помимо всего прочего состоит в том, что товары в них могут быть только самого высокого качества, а ассортиментная матрица должна быть сформирована на основе баланса деликатесов и ходовых продуктов на каждый день. Сомнения в непредвзятости отбора ассортимента были бы источником стресса для акционеров, но владельцы Азбуки вкуса себе этого не позволяют. Конечно, в принципах оценки качества того или иного продукта есть место субъективизму, но я полностью доверяю нашим сотрудникам,— говорит Кощеенко,— и вообще считаю для себя невозможным сомневаться в профессионализме и честности людей, которые меня окружают. Уверен, когда человек чувствует, что ему доверяют, он трудится по-другому и любимой работой дорожит. В конце концов, не все меряется деньгами, есть и такие вещи, как собственное имя, реноме специалиста, гордость за проделанную работу и собственную компанию .

Внутренняя аура в компании

Те, кто приходит на работу в «Азбуку Вкуса» из других компаний, подолгу не могут поверить, что у нас не плетут интриги, не раздувают конфликты, да и вообще общаться на повышенных тонах не принято ,— рассказывает один из сотрудников сети.

У меня много знакомых, которые живут в постоянном стрессе,— говорит Максим Кощеенко.— Но это личный выбор каждого. Тяжелым прошлым или трудным настоящим, на мой взгляд, этот выбор не оправдывается.

Успешное развитие сети требует больших усилий и одновременно терпения. Сегмент премиум-класса составляет 2,5% общего оборота розничной торговли продуктами питания. Через год развития в нынешнем темпе, согласно расчетам экспертов Азбуки вкуса , в Москве сети станет тесно, и, заглядывая в будущее, в компании уже сегодня работают над стратегией регионального развития. Кстати, уже в 2009 году откроются два магазина в Санкт-Петербурге, но, чтобы достичь к 2010 году запланированного оборота, одного города на Неве Азбуке вкуса будет недостаточно. Выходить в регионы следует своевременно, порой нужно уметь ждать ,— говорит Кощеенко.

«Азбука Вкуса» сегодня.

На сегодняшний день сеть «Азбука Вкуса» насчитывает 25 супермаркетов в Москве и Московской области.

Ассортимент «Азбуки Вкуса», состоящий из 18 тысяч наименований свежих продуктов, деликатесов, готовых блюд собственного приготовления и элитного алкоголя, рассчитан как на гурманов, так и на тех людей, которые желают иметь широкий выбор и хотят быть безусловно уверенными в качестве покупаемого товара. Специалисты коммерческого департамента сети постоянно ведут поиск и отбор новых интересных и уникальных продуктов, многие из которых поставляются в «Азбуку Вкуса» на эксклюзивных условиях.

«Азбука Вкуса» стала первой российской компанией в сфере розничной торговли продуктами питания, которая внедрила систему менеджмента качества, основанную на принципах стандарта ISO 9001: 2000.

Уникальное положение компании «Азбука Вкуса» и ее профессиональные успехи подтверждены наградами российского делового сообщества. Среди них: «Лучшее качество обслуживания» (премия Консалтинг-центра «ШАГ», 2005 г.), «Лучшая сеть супермаркетов» («Золотые сети – 2006»), «Индивидуальный подход к обслуживанию клиентов» («Российский Торговый Олимп – 2006»), «Лучшая среди своих» (премия журнала Retailer Magazine, 2007 г.).

Дважды, по итогам 2006 и 2007 гг., «Азбука Вкуса» становилась победителем совместного рейтинга BBPG и «РБК» – «Лучшая розничная сеть» в номинации «лидер эффективности продаж». В 2007 г. «Азбука Вкуса» вошла в ТОП-50 российских торговых сетей по версии журнала Retailer Magazine. По итогам 2007 г. «Азбука Вкуса» признана одной из десяти наиболее динамично растущих розничных компаний России в рейтинге издания «Секрет фирмы» (ИД «КоммерсантЪ») и рейтинге ежемесячника «РБК». В 2008 г. журнал «Финанс.» включил «Азбуку Вкуса» в список 500 крупнейших российских компаний.

В ноябре 2008 года «Азбука Вкуса» стала лауреатом премии в сфере продаж, маркетинга и рекламы Sales Business Awards в номинациях «Супермаркеты и гипермаркеты» и «Sales-команда (товары)». «Азбука Вкуса» стала единственным из более чем 120 дошедших до финала ритейлеров, кто одержал победу сразу в двух номинациях.

В марте 2008 года издаваемый сетью супермаркетов «Азбука Вкуса» журнал TASTE стал лауреатом конкурса «Лучшее корпоративное медиа России 2008». Издание получило награду в номинации «клиентское СМИ».

В январе 2009 года по итогам второго ежегодного исследования среди компаний-прямых работодателей «Азбука Вкуса» получила звание «Привлекательного работодателя- 2008». Такое решение приняли эксперты Исследовательского центра портала SuperJob.ru – лидера на рынке онлайн-рекрутинга в России.








Скачать 250 историй успеха в формате Word -
Нажмите здесь














Как добиться успеха Психология успеха Истории успешных людей Истории успеха Лидерство и успех
Книги успеха Законы успеха в жизни Карта желаний Привычки успешных людей
Карта сайта Цель и миссия сайта Скачать бесплатно

Copyright © 2009-2020 by Как добиться успеха, найти себя и развить свой талант. Все права защищены.
Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием ссылки на сайт Как добиться успеха, найти себя и развить свой талант